
|
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ
Во второй половине XX века в развитии теории игры наметился переход от
биологических, индивидуально-психологических подходов к социологическим
и культурологическим. Испанский философ и публицист Х.Ортега-и-Гассет
(1883-1955), нидерландский историк культуры, философ Й. Хейзинга (1872-1945),
швейцарский писатель Г.Гессе(1877-1962) и другие деятели связывают игру
с общественным разумом, с культурой в целом. С культурой как системой
игр. С культурой, организованной "по правилам игры" в виде вечно
развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм, ценностей,
символов, языка культуры и т.п.
Г. Гессе, увлечённый идеей создания универсального языка культуры, некой
системы символов культуры, единых для всех и позволяющих через эти знаки
культуры выражать любую идею, любое содержание религии, философии, музыки,
живописи и т.п., пытался дисциплинировать ум художника. Гессе считал,
что именно через игру ума можно достигнуть глубины общения и взаимопонимания
людей.
Известный голландский историк культуры Й. Хейзинга, автор известной книги
"Человек играющий", исследуя в ней феномен игры и её воздействие
на духовную жизнь человека, считает игру первичным импульсом человеческой
истории. Игра даёт жизнь и обуславливает развитие всей культуры, её разнообразных
форм и направлений.
По мнению Й Хейзинга, интенсивность игры не объяснить никаким биологическим
анализом. Феномен игры, как он считает, и кроется в этой поразительной
интенсивности, в ней сущность, исконное качество игры.
Не разрядка избыточной энергии, не отдых после напряжения сил, не компенсация
несбывшихся желаний, а именно природная сила делает игру игрой с напряжениями,
творчеством, радостью и всеми заботами. Выдающийся мыслитель XX столетия
выводит игру из мира повседневного, как "внеразумное занятие".
Существует расхожее выражение "вначале было слово". Перефразируя
его по отношению к ребёнку, мы вправе говорить "вначале была игра",
ибо с неё у ребёнка и начинается восприятие и осознание мира.
Й. Хейзинга, изучая жизнь и культуру первобытного, античного и средневекового
обществ, рассматривает игру как побуждение к самопроявлению: "Игровое
состояние как общественный импульс, более старый чем сама культура, издревле
заполняло жизнь и, подобно дрожжам, заставляло расти формы архаической
культуры. Культ перерос в священную игру". Поэзия родилась в игре
и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой.
Мудрость и знание находили своё выражение в священных состязаниях.
Культура, в её первоначальных формах, "играется". Она не происходит
из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она
развивается в игре.
|

Х. Ортега-и-Гассет

Й. Хейзинга

Г. Гессе
|