

|
Функции игры
… Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет
представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в
их игровой деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства
человеческих отношений. Функции игры - это её разнообразная полезность.
Эмоциогенная |
Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в
сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает
интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемая игрой, чрезвычайно
многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной
победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности…
Но игра не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся
в творческую деятельность, метод побуждения их к активности |
Диагностическая |
Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в
детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая
деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности
проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный
наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время
игры. Существуют даже специально разработанные педагогами и психологами
игры, которые позволяют сделать некоторые выводы относительно личностных
особенностей игроков и особенностей группы в целом. |
Релаксационная (восстанавливающая) |
Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение,
вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим
трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления
равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и в процессе
игры напряжение отступает, силы восстанавливаются. |
Компенсаторная |
В игре человек может получить то, чего ему не хватает
в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый "пробует",
"переживает" в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок
"примеривает" ещё недоступные, не выбранные возможности.
"Инобытие" позволяет человеку компенсировать то, чего нет
в его жизни. Но некоторые вещи становятся доступными со временем,
другие остаются недоступными навсегда (например, девочка в игре пробует
мужскую роль, а мальчик - женскую, или девочка играет в принцессу,
хотя никогда ею не станет, так же, как не дано ей стать мужчиной). |
Коммуникативная |
Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших
человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная,
хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует
неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя
и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что
игра является более широким фактором общения, чем речь. |
Самореализации |
Процесс игры - это всегда пространство для самореализации
её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка,
действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
|
Социокультурная |
Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее
в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия
на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие
на формирование ребёнка. |
Терапевтическая |
Опираясь на вывод Бёрна, интенсивнее всего играют люди,
утратившие душевное равновесие; игротерапевты используют игры для
снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений,
для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей,
возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. |
|
|