
|
ТЕОРИЯ ИНСТИНКТИВНОСТИ, ФУНКЦИИ УПРАЖНЕНИЯ В ИГРЕ,
ПРЕДУПРАЖНЕНИЯ ИНСТИНКТОВ
В начале XX века особую популярность приобрела теория предупражнения
швейцарского учёного К. Гросса. Согласно его представлениям, игра - вечная
школа поведения.
Гросс рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности,
к жизни, как средство естественного самовоспитания ребёнка.
Почему Гросс называл свою теорию "теорией упражнений"?
Упражняться - значит систематически совершенствовать в себе те или иные
навыки. Упражнение - практика развития. Игра повторяема в опыте детей.
Ребёнок многократно к ней обращается, испытывает удовольствие от повтора.
Признавая, что у высших животных и человека недостаточно наследственных
реакций для поддержания жизни, учёный вместе с тем принимает именно наследственные
реакции (упражнения) за основу.
К. Гросс сводит игру детей и высших животных к деятельности прежде всего
инстинктивной: "Игра сама является только своеобразным способом проявления
различных инстинктов и влечений".
К. Гросс стоял на позиции укрепления и развития наследственных форм поведения
в играх , критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил.
Объясняя свою теорию игры, он исходил из "принципа разряда".
Вся суть концепции Гросса, таким образом, сводилась к отрицанию рефлекторной
природы и к признанию спонтанности развития за счёт "разряда внутренней
энергии в организме". По Гроссу - развитие игры ребёнка идёт за счёт
внутренних сил и внутренней энергии, в игре упражняются лишь инстинкты.
Ф. Бейтендейк, критикуя позиции Гросса, утверждал, что инстинктивные формы
поведения животных не нуждаются в упражнении (предупражнении). Бейтендейк
считал, что в игре лежат исходные влечения, а именно: к освобождению,
к слиянию, к воспроизведению. Бейтендейк относил игру к категории ориентировочно-исследовательской
деятельности, полагая, что игра есть действие с предметом, который для
животных обладает элементами новизны.
|

|