
|
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ
ВРОЖДЁННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ
"Наслаждение - вот исходный принцип толкования сущности досуга",
- подчёркивает Аристотель, который в своей "Политике" рассуждает
о природе праздничного состояния, которое отражается в развлечениях, играх,
подобно отдыху, сну, еде, питию, и служит духовному, "высокому досугу"
и познанию человеком истинного счастья.
А. Адлер (1870 - 1937) - австрийский психиатр и психолог - объясняет появление
игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может
осуществить в действительности.
Учитель Адлера З. Фрейд (основатель психоанализа) исследовал идею компенсаторного
характера игры. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских
играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают
и оздоровляют психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной
многих неврологических заболеваний.
Понятие "принцип удовольствия" выдвинуто Фрейдом, но он не объяснил
многомерную сущность самой категории "удовольствие", рассматривая
его как "либидо" (сексуальное влечение). С одной стороны, принцип
удовольствия есть принцип регуляции психической жизни, заключающийся а
стремлении избегать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение;
с другой стороны, удовольствие есть удовлетворение воли, волевых стремлений,
связанных с интересами.
Полезность игр, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать
с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис
(очищение). Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождают
чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.
Немецкий психолог К Бюлер (1879 - 1963) также определял игру как деятельность,
совершаемую ради получения функционального удовольствия. В теории Бюлера
внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат,
а сам процесс игровой деятельности, от которого ребёнок испытывает удовольствие.
Для детей погружение в мир игры - это ожидание откровения, предощущения
тайны, скрытого, но важного для них смысла жизни. Предполагается, что
такая внутренняя установка, особенный личностный настрой и создают состояние
"либидо" - всемогущей радости, полноты переживаний и наслаждений.
|

Аристотель

Зигмунд Фрейд

Альфред Адлер

|